|
| | |
|
В разделе материалов: 37 Показано материалов: 21-30 |
Страницы: « 1 2 3 4 » |
Современная российская журналистика заметно отличается от той, которая
была десять-двадцать лет назад, и это неудивительно, ведь обновилась
сама Россия. Причем политические, экономические, социальные,
идеологические и другие процессы еще не завершены, что непосредственно
отражается на журналистике как социальном институте и специфическом
виде деятельности. Наше профессиональное сообщество, объединяющее и
практиков, и теоретиков, и тех, кто получает журналистское образование,
находятся в состоянии поиска, уточнения своего предназначения (миссии
журналистики), выработки новых форм контактов с аудиторией. Еще немало
вопросов, проблем, ждущих своего разрешения, Что такое журналистика -
"четвертая власть", некий контролирующий общественный орган или
инструмент власти? Что такое свобода печати, и как она связана с
ответственностью профессионалов? Какова степень ответственности
журналистов, редакции перед обществом (гражданами), перед аудиторией
(читателями, зрителями, слушателями), перед государством, издателем
(учредителем, владельцем), наконец, перед профессией как таковой? Что
представляет собой новая складывающаяся система СМИ, и как она
увязывается с осознаваемыми и неосознаваемыми общественными
потребностями?
|
В настоящее время стало проблемой разделить население на потребительские сегменты,
выделить целевые группы, поскольку при экономической нестабильности,
гонке цен, неплатежах, сокрытии доходов исследователям сложно получить
достоверную картину покупательских характеристик. Первичные,
оригинальные исследования по заказу клиентов проводятся крайне редко и
из-за отсутствия средств, и потому, что еще не сложились
социологические центры, специализирующиеся на рекламе. По тем же
причинам трудно проводить вторичные исследования, т.е. анализировать
уже имеющиеся цифры и факты. К тому же осложнен поиск достоверных,
объективных данных о населении страны, оперативных статистических
материалов. А ведь потребность в синдикативных и несиндикативных
исследованиях возникает как минимум трижды: до начала рекламной
кампании, в ходе подготовки рекламных материалов и после того, как они
готовы1. С подобной проблемой сталкиваются и редакции газет, проводящие
подписную кампанию дважды в год. Отсутствие культуры рекламной работы
(к примеру, отказ от опросных листов при сборе информации) сказывается
на корректности исследований самих товаров и услуг. Изучение же
потребителей требует новых подходов - сегодня важны не столько
демографические, сколько их психологические характеристики
(психодиагностика). Крайне важно, чтобы язык сообщения был адекватно
воспринят реципиентом, чтобы информация учитывала убеждения и
предпочтения аудитории, была сориентирована на очевидную полезность
рекламируемого объекта для человека. |
Среди функций выделим следующие: информационную
(распространять в массовом масштабе информацию о товаре или услуге, их
характере и месте продажи, выделять товар определенной фирмы);
экономическую (стимулировать распространение товаров); эстетическую
(воспитывать вкус потребителей, рекламируя лучшие образцы упаковки,
создавая изящные товарные знаки и логотипы по законам графического
искусства, рекламные видеоклипы и радиоролики, построенные с учетом
законов пропорции, симметрии, равновесия, ритма и т.д.);
просветительскую (объяснять назначение лучших товаров или услуг,
пропагандировать наиболее передовое, новое); социальную (способствовать
коммуникационным связям в обществе, формировать общественное сознание,
содействовать улучшению качества жизни, повышению ее стандартов,
развитию производства, независимости прессы). |
Пресс-фотофафия выполняет различные функции: она сама по себе отличный
журналистский материал, хотя иллюстрирует текст; она самостоятельно
представляет события текущей жизни, наглядно запечатлевая время в общих
чертах и деталях; контрастируя с серым полем текста, она освежает
графику и композицию газеты, тем самым привлекая наше внимание ко всему
номеру, полосе, отдельным сообщениям. Усиление той или иной функции
зависит от многих факторов: мастерства фоторепортера,
журналиста-оформителя (работника секретариата), художника, ретушера и
даже от способа печати и качества бумаги... Треугольник "редактор -
ответственый секретарь - фотокорреспондент" уважительно называют
равносторонним, думается, справедливо было бы включить в эту цепочку и
бильдредактора. |
В тех редакциях, которые используют компьютерную верстку, рано или
поздно приходят к выводу: системное представление о газете и ее
оформлении - не мода, а требование, как бы предъявляемое самой
техникой. Оформительский стиль - это не только эстетическое понятие, но
и конкретный компьютерный термин. Стиль разрабатывается для газеты в
целом, для каждой полосы, тематической страницы или подборки в
отдельности. Первый этап разработки модели - моделирование групп
оформительских элементов; второй - систематизация и унификация
оформления всех тематических объединений материалов; третий -
комплексная разработка модели издания`. В диссертации рассматриваются
опыты практического моделирования газет различного типа - от
многотиражной вузовской до республиканской общественно-политической.
|
Стиль - явление комплексное, охватывающее аспекты содержания и формы.
Зачастую стиль соотносят только с его формальными проявлениями.
Последнее, очевидно, связано со способностью стиля к саморазвитию,
некоторой его автономностью - содержание может изменяться, а внешние
признаки стиля какое-то время сохраняются.
|
Среди факторов, влияющих на восприятие, запоминание и принятие или
непринятие передаваемой информации (общая оценка аудиторией
общественной полезности определенного средства доведения информации;
следование морально-этическим нормам, господствующим в аудитории;
поддержание группового престижа и т.д.), Ю. А. Шерковин выделил и
такой: реакция на стиль и оформление информации2. Естественно, что роль
дизайна при восприятии читателем газеты стоит оценивать лишь тогда,
когда в наличии благоприятные условия, оптимизирующие этот процесс: у
читателя достаточно знаний, чтобы заинтересоваться материалами данной
газеты, понять и усвоить их; для читателя эти материалы ценны новой
интересной (полезной, познавательной) информацией. Вот почему очень
важно спозиционировать свою газету на определенную часть аудитории,
ясно представляя ее запросы (мотивы, потребности, интересы, установки,
стереотипы), ее интеллектуальный уровень, жизненный опыт (практическую
подготовку), придавая материалам соответствующую литературную форму,
избирая определенную тональность дизайна. Сегодня необыкновенно сложно
в процессе визуальной коммуникации "поймать глаз" (выражение Э.
Лисицкого). Особенность этого читателя заключается еще и в том, что в
процессе визуальной коммуникации он обладает наибольшим уровнем
"условной самостоятельности" в установке "прочитать- не прочитать". А
так как дизайн не просто преподносит информацию, но при этом и
убеждает, обладая к тому же элементами внушения, понятно, насколько
повышаются требования к его идейно-смысловой и эстетической сторонам. |
Следует сразу сказать о необходимости различать объективные и
субъективные формообразующие факторы. К первым отнесем
действительность, понимая ее широко: как культуру, духовную, идейную
жизнь эпохи, ее идеологические тенденции, формы и стили исканий истины,
мышления и самосознания человека нашего времени, и традиции
публицистики. Субъективные формообразующие факторы-это творческая
индивидуальность журналиста, его восприятие мира, метод... При
оформлении газеты действуют те же факторы: время, определенный стиль
оформления, опирающийся на богатые традиции национальной школы дизайна;
творческая индивидуальность конкретного дизайнера конкретной газеты. |
Дизайн газеты-своеобразная визитная карточка издания. Именно с внешнего
вида начинается знакомство читателя с газетой. По ее оформлению он сам
может судить о том значении, которое редакция придает конкретному
сообщению. Если же читатель знает, как обычно газета подает аналогичные
материалы, то определит и значение события, отраженного в данной
публикации, - иными словами, облик издания может служить средством
ориентации читателя в событиях современности. Нет сколько-то
неоформленного содержания, как нет и бессодержательной формы.
Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи,
взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство.
Рассматривая проблему единства содержания и формы газеты, автор
акцентировал внимание на оформлении как важнейшем этапе формирования
данного типа издания, определив отношение категорий содержания и формы
к таким понятиям, как "сущность", "структура", "система",
"целостность", "материал".
|
Чтобы решить вопросы эффективности, действенности и популярности
издания, важно "угадать" его тип. Это тем более важно, что сегодня
конкурентоспособность газеты или журнала, кроме чисто творческих,
профессиональных факторов, включает в себя и такие: решены ли вопросы,
связанные с типографской базой, доставкой бумаги, экспедированием,
рекламой; достаточно ли высока (низка) цена за номер; налажен ли выпуск
дополнительной полиграфической продукции; осуществляет ли издание
дополнительные информационные услуги... Особенно нелегко новой прессе,
не имеющей развитой, динамичной редакционной инфраструктуры. |
| |
| | |
|
|