Пресс-фотофафия выполняет различные функции: она сама по себе отличный
журналистский материал, хотя иллюстрирует текст; она самостоятельно
представляет события текущей жизни, наглядно запечатлевая время в общих
чертах и деталях; контрастируя с серым полем текста, она освежает
графику и композицию газеты, тем самым привлекая наше внимание ко всему
номеру, полосе, отдельным сообщениям. Усиление той или иной функции
зависит от многих факторов: мастерства фоторепортера,
журналиста-оформителя (работника секретариата), художника, ретушера и
даже от способа печати и качества бумаги... Треугольник "редактор -
ответственый секретарь - фотокорреспондент" уважительно называют
равносторонним, думается, справедливо было бы включить в эту цепочку и
бильдредактора.
Есть мнение, что профессиональные особенности мышления
фотокорреспондентов и литераторов связаны с определенным типом
образности: мыслительный тип первых приближается к целостности детского
восприятия (единство цвета и контура, буквали-стичность метафор и др.),
для вторых характерны быстрота оценочных реакций, противопоставление
цвета и контура, умозрительность метафор и проч.1 Вполне логично
предположить, что мышление бильдредактора, скорее всего,
визуально-словесное, т. е. объединяющее описанные типы образности.
Более того, бильдредактор призван обогатить процесс коммуникации,
предлагая, а возможно, и создавая визуальные образы, преодолевающие
"догматизм словесных формул". Профессия бильдредактора представляет
собой специализацию универсала, владеющего основами фотомастерства,
типог-рафики, теорией и практикой журналистики. Он призван выявлять
идейно-тематические и эстетические свойства фотографий, а также
использовать их оформительские возможности: выступать в качестве
средства акцентирования внимания читателей, средства ориентации,
средства, характеризующего определенные вид и тип издания. В последнее
время функции бильдредактора расширяются. Но процесс
бильдредактирования совершенно не мыслится без творческого подхода к
изобразительной журналистике. А творчество, как известно, удел
эстетически образованных людей.
Очень важный момент - сочетание снимка и текста. По
сути дела, "формирование жанра произведения фотожурналистики происходит
лишь на последнем этапе, когда фотографическое изображение дополняется
комментирующим текстом. Параллельно этому жанровое формотворчество
совершается способами соединения, комбинирования фотоснимков на полосе,
применением различных приемов монтажного сочетания отдельных кадров в
целостное повествование"2. Бильдредактор осваивает систему
"аргументации" (содержательный уровень жанра) и способ представления
фактов, "аргументов" (уровень формы). Понимая фотожанр как единство
изображения и слова, он дифференцирует связь фотографии с текстом на
прямую (иллюстративную) и ассоциативную. Восприятие фотографии
оптимизируется, если "угадан" ее жанр. Жанр как форма, соответствующая
идейно-тематической коллизии, возникшей в жизни. Бильдредактор
заботится о жанровом разнообразии издания, также способствующем
оптимальности процесса коммуникации. Журналистской публикации вредит
такое положение, когда фотография лишь дублирует изложенное в тексте.
"Разрушение" текста снимком, снимка текстом - опасность, преодолеть
которую обязан редактор иллюстраций.
Автор, предлагая оригинальную систему жанров фотожурналистики,
настаивает на ее специфичности и утверждает, что она не может повторять
традиционного разделения жанров текстовой публицистики на
информационные, аналитические, художественно-публицистические.
Исторически сложились три "родовых", канонических жанра: фотоинформация
(фотозаметка), фотопортрет и фоторепортаж. К этим ведущим по значению и
бытованию собственно публицистическим жанрам примыкает фотоплакат,
представляющий собой либо самостоятельный снимок (портрет, этюд, "жанр"
и др.), либо монтаж, коллаж. В свою очередь, фотоинформация,
фотопортрет, фотоплакат могут приобретать качества репортажа, что
объясняется воздействием своеобразного иаджанрового образования -
репортажности (так возникают и термины типа "репортажный снимок"
применительно к фотоинформации, характеризующейся динамичностью кадра,
оперативностью информационного повода и т. д.). К другим жанрам
фотожурналистики, которым также не чужда публицистичность, отнесем
фотоэтюд (пейзаж, портрет, "жанр"), фоторепродукцию и фоторекламу
(монтаж, коллаж, натюрморт и др.). В прессе представлены и
непублицистические жанры - фоторубрика, фотозарЛЯвка и фотоанонс,
Границы между жанрами необыкновенно текучи: подборка фотозаметок может
восприниматься как репортаж; порой трудноразличимы фотоинформация и
фотопортрет... И хотя жанровая структура - явление устойчивое, ее
видовые формы способны эволюционировать, меняться. Рождаются и новые
виды журналистской фотографии: гак, в начале XX в. возник и прижился
фотомонтаж (Хартфильд, Родченко и др.). Любая жанровая классификация не
способна учесть все подвидовые деления, но должна предполагать
взаимодействие, взаимопроникновение жанровых разновидностей и их
подвидов. Какие-то жанры становятся на время наиболее частотными
("популярными"), как, скажем, фотопортрет, фоторепортаж сегодня. Но
система жанров достаточно консервативна, хотя тематическая общность и
может создать жанр, если на ее основе формируется новая "поэтическая
система". Важно, чтобы жанровое смешение носило органичный характер,
явилось результатом объемного постижения жизни (новый тип
художественно-публицистической условности). К издержкам жанровых
поисков можно отнести эклектизм, особенно отчетливо проявляющийся ныне
в коллаже.