В тех редакциях, которые используют компьютерную верстку, рано или
поздно приходят к выводу: системное представление о газете и ее
оформлении - не мода, а требование, как бы предъявляемое самой
техникой. Оформительский стиль - это не только эстетическое понятие, но
и конкретный компьютерный термин. Стиль разрабатывается для газеты в
целом, для каждой полосы, тематической страницы или подборки в
отдельности. Первый этап разработки модели - моделирование групп
оформительских элементов; второй - систематизация и унификация
оформления всех тематических объединений материалов; третий -
комплексная разработка модели издания`. В диссертации рассматриваются
опыты практического моделирования газет различного типа - от
многотиражной вузовской до республиканской общественно-политической.
Природа газеты, изначально текстовая, со временем приобрела
словесно-визуальный характер. И если признать визуальные формы передачи
информации более ранними, чем письменные, то, окинув взором современную
периодику, можно сделать вывод: "диалектическая спираль" развития СМИ
завершает очередной виток, роль визуальной коммуникации сегодня
необыкновенно велика, и ее значение, по прогнозам ученых, будет
возрастать. Газеты сегодня уделяют особое внимание аппарату
ориентирования читателя, процессам фотоиллюстрирования.
Фотоиллюстрации - один из существеннейших элементов графической модели
газеты. Размещение снимков - также очень важный этап при создании
типовых макетов, макетов-стандартов. Любая газетная полоса имеет идею,
оформительскую в том числе, главный материал, являющийся одновременно и
графической доминантой. Нередко в качестве такой доминанты выступает
фотография (зрительно-смысловой центр).
Конечно, значение текста и снимка в периодическом издании (если оно не
специализированное фотографическое) неравноценно, и все же
журналистская фотография играет важнейшую роль при формировании
внешнего облика газеты. Во-первых, фото может быть самостоятельно
первоклассным пропагандистским материалом, даже иллюстрируя текст.
Во-вторых, - наглядно иллюстрировать события текущей жизни, выделяя
явления дня, запечатлевать "свое время, и не только в общих чертах, но
и в мелочах, деталях"2. В-третьих, контрастируя с серым полем текста,
снимок освежает графику и композицию газеты - тем самым привлекает
внимание читателя ко всей полосе, текстовым сообщениям, расположенным
вокруг и рядом с фотографией.
Переход газет на офсетную печать, увеличение их формата делает
иллюстрации не только красивыми, но и, главное, - удобными для чтения.