Стиль - явление комплексное, охватывающее аспекты содержания и формы.
Зачастую стиль соотносят только с его формальными проявлениями.
Последнее, очевидно, связано со способностью стиля к саморазвитию,
некоторой его автономностью - содержание может изменяться, а внешние
признаки стиля какое-то время сохраняются.
Применительно к дизайну газеты понятие "стиль" надо рассматривать на
нескольких уровнях - как совокупность особенностей "лица" конкретного
издания; как "характеристику физиогномического единства" оформления
газеты на определенном этапе ее развития; как совокупность особенностей
композиции и графики газет одного типа и, наконец, как стиль
определенной национальной школы оформления.
Сегодня мы являемся свидетелями множественности стилистических решений,
хотя правильнее будет сказать - стилистических вариаций на одну "тему".
Ведь стремление к стилевому единству - также в ряду закономерностей
развития нашей оформительской культуры. Композиционно-графическое
моделирование стало тем частным методом, пользуясь которым дизайнеры
стремятся к типологической завершенности изданий. Еще математик Курт
Гедель утверждал, что нельзя до конца формализвать ни одну реальную
систему, даже если она поддается самому мощному инструменту
формализации - математике (да и сама математика - система разомкнутая).
Это положение, несомненно, приложимо к газетной форме.
Метод в оформлении газеты - система законов, принципов, правил и
система приемов дизайна. Внешнее выражение он находит в стиле, который
нельзя механически сводить к набору оформительских приемов. Утверждение
стиля всегда связано со стандартизацией внешних форм, распространением
их в виде унифицированных шаблонов, но это не примитивная унификация.
Поиск новых приемов - вот гарант его развития (значит, стиль -
процесс?). Вспомним и слова Флобера, что стиль - единственное средство
преодоления серой обыденности. Развитие существующих приемов даже
необходимо, ведь способы практических действий имеют счастливую
возможность перерастать в метод познания. Метод реконструируется в
стиле с помощью приемов. Может быть, даже разумно коллекционировать их,
рождая по аналогии фирменные дизайнерские приемы. При этом важно, чтобы
новый прием органично вписался в стиль дизайна данной газеты, в ее
композиционно-графическую модель.
Стиль - система, которая не может меняться часто; его нельзя намеренно
придумать, он возникает нечаянно. Другое дело - приемы, манера дизайна,
постоянно обновляющиеся и до определенной степени влияющие на стиль,
который несет в себе свойства целостности и стабильности.
Устойчивость и логичность композиции газеты, стабильность использования
унифицированных и выразительных графических средств - это главные
требования прогрессивного оформления, основанного на
композиционно-графическом моделировании. Для обозначения системы
оформления газеты, предполагающей наличие правил и принципов,
закрепленных в тех или иных редакционных документах, в начале 70-х гг.
был предложен термин "композиционно-графическая модель"