Для начала попробуем дать определение этим двум понятиям. Слово
реклама, в принципе, нам более знакомо и понятною, поэтому начнем с
маркетинга.
Слово маркетинг происходит, как мы знаем, от английского Market (рынок)
и подразумевает любой вид человеческой деятельности направленный на
изучение рынка, на удовлетворение нужд и потребностей потребителей, и
всего, что с этим связано.
Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние на
людей, будь они покупатели, продавцы или рядовые граждане. Маркетинг
стремится к достижению максимально возможного потребления товаров и
услуг, через удовлетворение покупателей, предоставляя им максимально
широкий выбор и повышение качества жизни. Экономический же смысл
маркетинга состоит в ускорении отдачи производственных фондов
предприятия или организации, повышению конкурентоспособности на рынке,
мобильности производства.
Именно в компетенцию маркетинга входит своевременное создание новых
товаров и продвижение их на тех рынках, где может быть достигнут
максимальный коммерческий эффект. Именно поэтому маркетинг, как
совокупность сложившихся методов изучения рынков, ко всему прочему еще
направляет свои усилия на создание эффективных каналов сбыта и
проведение комплексных рекламных кампаний.
Одной из задач маркетинга является обеспечения формирования спроса и
стимулирования сбыт, путем комбинации рекламы, личной продажи, «Public
Relations», а также других материальных стимулов. Здесь мы остановимся
на понятии Реклама и рассмотрим его поподробнее.
Слово Реклама происходит от французского слова «reclame». Сама реклама,
если говорить простым языком, служит для того, чтобы оповестить
различными способами (иногда всеми имеющимися) о новых товарах или
услугах и их потребительских свойствах, и направлена на потенциального
потребителя, оплачивается спонсором и служит для продвижения его
продукции и идей. Реклама является частью коммуникационной деятельности
фирмы, наряду с паблисити и стимулированием сбыта. Реклама
необязательно навязывает товар покупателю. Иногда она просто заставляет
вспомнить последнего конкретную марку или название товара (услуги)
когда он делает свой выбор. В начале потребитель решает из чего
выбирать, а уже затем какой марке отдать предпочтение, на основе своего
представления о ней, стереотипа или сложившегося образа конкретной
марки товара (услуги).
Этот набор представлений, а точнее реакция на него, обуславливается у
человека наличием одного из трех типов мотивации - рациональной,
эмоциональной и нравственной или их комбинацией. Воздействие на реакцию
потребителя обеспечивается с помощью рекламы.
Структура рекламы содержит следующие пять основных моментов:
Во-первых, это способность привлечь внимание. Очень важно насколько
привлекается внимание читателей заголовком, телезрителей видеорядом.
Воздействует ли реклама именно на те категории потенциальных
потребителей, на которые она рассчитана.
Во-вторых, сила воздействия на эмоции потребителей рекламы. Какие
чувства рождаются у них при влиянии на рекламы, насколько удачен
рекламный аргумент и правильно ли он подан.
В-третьих, какова сила воздействия. Побежит ли, допустим, зритель после
просмотра рекламы покупать этот товар или останется сидеть в кресле,
несмотря на то, что реклама понравился ему и есть необходимость в
приобретении данного товара.
В четвертых - это информативность. Ясно изложен рекламный аргумент? Насколько емко показана полезность рекламируемого объекта.
И последнее. Захочет ли человек прочитать сообщение или посмотреть
рекламный ролик до конца. Насколько эффективно приковывается внимание
людей.
Процесс разработки рекламы включает, как правило, в себя два этапа. В
начале принимается решение о структуре рекламного сообщения,
разрабатывается центральный тезис (рекламный аргумент) информирующий о
важнейших свойствах и отличительных особенностях товара, и форма его
изложения. Затем приступают к разработке непосредственно рекламного
материала: разрабатывается текст и стиль, подбираются подходящие слова,
цветовое оформление и дизайнерское решение. Следует также учитывать
что, как правило, реклама бывает более эффективной, когда на товар
возрастает спрос, нежели при его падении.
Вышеописанные функции, в основном, выполняют рекламные агентства. Они
работают с фирмой при разработке ее плана рекламы, включая выбор темы,
средства распространения, времени проведения рекламной кампании,
подготовку самого рекламного продукта и другие аспекты.